Достопримечательности Бельгии. Фото 1. Достопримечательности Бельгии. Фото 2. Достопримечательности Бельгии. Фото 3. Достопримечательности Бельгии. Фото 4.
Adobe Flash Player не установлен! Скачайть Adobe Flash!
ПАМЯТНЫЕ МЕСТА
НОВОСТИ

ИНФО
Пробки на Яндекс.Картах

Музей изящных искусств Брюсселя

18 июля 2018 - Администратор

Я хочу представить Вам необычный по происхождению музей – Музей изящных искусств Брюсселя.
Невозможно представить на сайте даже самые ценные картины или скулптуры – потому что все, что здесь находится, заслуживает внимания!
Вы же понимаете, что побывать в Брюсселе, где жил и творил Питер Брейгель старший, побывать во Фландрии, где жили и творили Якоб Иорданс, Антон Ван Дейк, Рубенс и не зайти в самый богатый музей страны было бы, по крайней мере, неразумно?

Одна из богатейших в мире коллекций старых фламандцев, когда еще представиться случай ее посмотреть?
Собрание не только картин Рубенса – коллективного творчества его школы, но и его набросков – про которые мы можем сказать – это на 100% рука Рубенса!
Можно ли упустить уникальный шанс ?????

Итак, мы обязательно (?) пойдем туда, но в виде приманки – буквально несколько картин и конспект моего комментария к ним.

Многие музеи начинались как королевские коллекции, перед тем как стать национальными музеями, а брюссельский музей изящных искусств прошел обратный путь.

В 1794 году Южные Нидерланды из австрийских владений стали частью Французской сначала республики, затем Империи. Брюссель стал главным городом департамента Диль.


Вы, наверное, знаете, что французская республика, чтобы поскорее изгнать из памяти воспоминание о феодальном делении страны, назвала департаменты по именам рек или других географических объектов.
В каждом главном городе департамента полагалось иметь постоянную выставку или музей для приобщения граждан к прекрасному и обеспечения художников примерами для подражания.

В Брюсселе такой выставки не было и не было коллекции, способной лечь в ее основу, ведь Брюссель никогда, начиная с 15 века, не был постоянной столицей никакого монарха.
Итак, первую выставку, Национальную выставку изящных искусств, будущий брюссельский музей изящных искусств создали французы.

Но не надо думать, что для этого они разграбили Лувр.
Они разграбили, но не Лувр, а церкви, монастыри и дома гильдий самих Южных Нидерландов. Вы знаете, что большинство монастырей и их имущество были национализированы.
Наиболее ценные произведения искусства были отправлены в Лувр. Те примерно 1500 произведений, которые Франция отклонила, остались в Брюсселе и легли в основу выставки.


В начале она находилась в бывшем дворце Карла Лотарингского и состояла из примерно ста картин.
В 1802 году значительное число картин, в том числе 4 картины Рубенса, были отправлены, согласно декрету Наполеона, в Брюссель. С этого момента можно говорить уже о музее изящных искусств в Брюсселе .
После победы над Наполеоном еще около ста произведений было прислано из Лувра, но и до сих пор многие картины, вывезенные в наполеоновское время из Бельгии, находятся во Франции.

Когда в 1831 году было образовано Бельгийское королевство, все национальные достояния стали собственностью короны и брюссельский музей изящных искусств из национального музея стал королевским.
 

15 век.

«Благовещение» написано Робертом Кампином между 1415 и 1425 годами.

Впервые он представляет сцену явления Архангела Гавриила в интерьере фламандского дома, а не в церкви, как ее писали раньше.

 В знак смирения и покорности Дева Мария сидит не на скамье, а прямо на полу. Поза свидетельствует о беспрекословном согласии выполнить свое предназначение. На коленях у нее – раскрытая книга, не только иллюстрация того, что она читала Священное писание, когда явился Гавриил, но и символ одного из ее эпитетов - Трон премудрости. Мудрость Марии символизируют и маленькие львы – точно такие же были на троне Мудрого царя Соломона. Ее платье украшено цитатой из очень популярного в 15 веке гимна «Славься Богородица» - это еще одно новаторство автора. Каждый предмет на картине не случаен.

 Витражи представляют пророков, предсказавших появление мессии. Лилия – символ непорочности Марии. Открытое окно – эпитет Марии – окно небесное. Изображение Св. Христофора, несущего младенца Христа через реку – аллегория предназначения Марии – нести Бога. Метелка – предназначение Иисуса – вымести грех из человечества. Свеча и подсвечник – аллегория Иисуса, несомого Марией, а тот факт, что свеча уже потушена - свидетельство того, что зачатие уже произошло.

Посмотрим на «портрет Антуана Бургундского» – незаконного сына Филина Доброго. Он написан Роже ван дер Вейдененом .

Золотая цепь ордена золотого Руна подчеркивает кровную связь Антуана с отцом – Филиппом Добрым, основателем ордена.

 Кстати, основан орден был в Брюгге, в месте, которое называется Принценхов и где теперь находится лучшая гостиница Брюгге. А причину основания ордена мы обсудим – она достаточно пикантна. Стрела в руке с четко прорисованной окраской оперения - каждый город красил оперения по-разному - точно указывает год написания – в 1463 году

Антуан был провозглашен королем гильдии стрелков из большого лука, гильдии Св. Себастьяна в Брюгге. Кстати, гильдия СВ. Себастьяна в Брюгге все еще существует. Посетим? Столица Бургундии была вначале перенесена из Дижона в Брюгге, а затем в Брюссель. После того, как столицу перенесли в Брюссель, к зданию горсовета было пристроено правое крыло. Мы поговорим об этом в Брюсселе, на Гранд Пляс.

Дик Боутс, уроженец Гарлема в Голландии, был придворным художником города Лувена, как Ван дер Вейден – художником Брюсселя. Неудивительно, что именно ему было поручено написание картины для зала заседаний эшевенов, помощников городского головы, в только что завершенном горсовете Лувена. Эшевены, среди прочих функций, исполняли обязанности судей. На картине представлен «суд императора Отона».

 Отон III послушался навета своей жены, оклеветавшей дворянина. Она возвела на него облыжное обвинение в домогательстве, тогда как на самом деле именно она искала его благосклонности, но была отвергнута.

Дворянин представлен в простой белой рубашке и босиком. Одежда являлась показателем социального сословия. Лишение ее было равнозначно лишению прав сословия. Кстати, в России поступали так же, вспомните, например, казнь декабристов, когда им вначале ломали над головой шпагу.

В третьем эпизоде судья отдает голову казненного его жене. Кстати, только недавно было установлено, почему палач поднимал голову после казни – чтобы казненный мог увидеть уходящим сознанием своих родных. Откуда это могли знать в те времен – неясно, тем более, что вот анатомию знали плохо – посмотрите, как льется кровь из трубочек на шее.

 В следующем эпизоде жена казненного, поклявшаяся доказать его невиновность, соглашается на испытание огнем. Если человек держал в руке раскаленное железо и не обжигался, это служило доказательством его правоты. Подобное испытание было распространено при дворе Карла Смелого, последнего из Бургундских герцогов. Убежденный этим божиим судом , Отон отправляет на костер собственную жену. Это напоминание судьям о необходимости судить честно, невзирая на состояние и сословие тяжущихся. Подобные предостережения судьям были распространены в ту эпоху.

 В Брюгге на здании суда помещен барельеф Суд Камбиза, мы обязательно увидим его, а в музее Грунинге там же хранится картина на эту тему. В Брюсселе в здании горсовета, в 1140 году Роже ван дер Вейден поместил 4 полотна посвященных справедливому суду Траяна и Херкенбальда, кстати, 2 из них до сих пор там, а на самом здании есть барельеф посвященной Херкенбальду

16 век

Питер Брейгель Старший родился и начал работать в Брабанте, недалеко от Мехелена, а закончил жизнь в Брюсселе. В Мароле, в нижнем городе, в километре от Музея изящных искусств Брюсселя, сохранился его дом, а похоронен Брейгель метрах в 700 отсюда

«Перепись в Вифлееме». Эта перепись, проведенная во времена императора Августа, описана в Новом завете.
Брейгель представляет Вифлеем в виде брабантского городка. Иосиф, узнаваемый по большой пиле на плече, ведет осла, на котором сидит Мария, и быка. Мы узнаем дату написания картины не только по гербу Габсбургов на стене таверны, которую заняли переписчики, но и по тому, что перепись совмещена со сбором налогов! Обратите внимание на деньги в руках жителей, которые он дают переписчикам.
Дело в том, что после безумия иконоборцев, случившегося в городе Антверпене, герцог Альба наложил на жителей большую внеочередную дань. Незапланированность этого сбора подтверждается тем, что крестьянин вынужден зарезать кабана.

«Сражение между Карнавалом и Великим Постом» – копия, написанная Питером Брейгелем Младшим с оригинала Старшего, который находится сейчас в Вене.
Хочу напомнить, что каждый правитель увозил из Южных Нидерландов частицу нашего искусства. И если в испанский и голландский период речь шла о честной покупке и обмене, то австрияки и французы не всегда были так же корректны.
На этой копии мы видим то, что впоследствии было замазано на оригинале, сочтенное грубым и даже ужасным – раздувшийся труп внизу справа и трупы детей у входа в церковь, а также урод, посаженный в бочку.
Мы обсудим с вами символичность положения сюжетов на картинах и в скульптуре.. Хорошие - Великий пост – слева, плохие - карнавал - слева.
Слева – обжорство, справа воздержание, слева деревья еще голые, справа – пробивается листва. Слева трактир, справа – церковь. Слева – нищие, в том числе фальшивые нищие – их символ – лисий хвост, справа – подающие милостыню.
Посмотрите на еду. Слева свинина и гофры, справа – рыба, мидии и мед.

17 век

Нет, я даже не буду пытаться выбрать ту или иную картину Рубенса или Иорданса … Их надо увидеть!

 

 

 

См. также:

- Военный музей в Брюсселе >>
- Музей типографов в Антверпене >>

 

 

Максим Шатров
Ваш гид по Бельгии!

 

 
Copyright “Максим Шатров” 2018г.
Все права защищены
Карта сайта
Бельгия, Брюссель
тел.+32-479-57-54-91
Представитель в Санкт-Петербурге:
тел.+7(911)797-53-79