Гид по Бельгии, если вы
его попросите, обязательно отведет Вас в Музей истории и
искусства Брюсселя – одну из главных достопримечательностей
Брюсселя и всей Бельгии, где Вы сможете ознакомиться с техникой
производства и экземплярами старинных витражей, что поможет
лучше понять красоту католических церквей –
важных
достопримечательностей Брюсселя, Антверпена, Гента или
Брюгге.
Обычно витраж начинается с проекта, исполняемого в размере 1 к
10 и учитывающего как пожелания заказчика, так и будущее место
витража – ориентацию по отношению к солнцу, условия освещения,
функцию помещения и другие параметры.
Затем создается картон – в полную величину. На картон наносятся
не только цвета стекла, но и возможные рисунки на нем.
Учитывается также расположение и ширина свинцовых
прокладок-рамок между стеклами, так, чтобы можно было получить
точные размеры необходимых стекол. Копия картона разрезается, и
полученные шаблоны используют при вырезании кусков стекла. Затем
наступает сложный этап выбора стекла. Витражист очень редко
использует полностью прозрачное и равномерно окрашенное стекло
(раньше это было невозможно и технически). Неравномерность
окраски и плотности стекла придают витражу жизнь. Не следует
забывать и то, что в большинстве случаев витраж должен сделать
невидимыми находящиеся сзади него объекты.
Следует знать, что кроме более-менее однородно-окрашенных
стекол, получаемых различными способами, в ряде случаев
используют и так называемое стекло- аппликацию. Состоящее из
двух слоев – толстого прозрачного и тонкого – цветного, оно
позволяет делать на стекле гравировку. Удаляя – пескоструйным
аппаратом, кислотой или алмазным резцом - часть цветного слоя,
витражист получает рисунок белым или уменьшение плотности цвета.
Возможна и гризайль - роспись по стеклу. Для нее используют
измельченные в порошок окислы железа или меди, которые затем
фиксируют на стекле путем нагрева. Гризайль не изменяет цвет
стекла, но делает его менее прозрачным. Использование желтого
серебра, появившегося в начале XIV века, добавляет в витраж
желто-оранжевые оттенки. Использование прозрачных эмалей с конца
XVI века невероятно расширило гамму цветов, сделало
легкодостижимыми любые оттенки, позволило более не прокрашивать
стекло во всю глубину – но, в то же время, резко сократило срок
жизни витражей – эмаль легко откалывается и осыпается.
Готовый витраж собирают, начиная с нижнего края, укладывая
стекла и спаивая свинцовые рамки- прокладки между собой.
Средневековый витраж.
Самые старые витражи на территории Бельгии относятся к 13 веку.
В них использованы толстые стекла небольшого размера и
ограниченного набора цветов – красного, желтого, синего,
зеленого и сиреневого. Резали такое стекло раскаленным железом,
а затем, при необходимости, обкалывали края специальными
кусачками. Витражи 13 века обычно имеют форму круглых медальонов
и представляют религиозные сюжеты, сцены из Библии или из жизни
святых. Эти иллюстрации помогали неграмотным в своей массе
верующим лучше понять и запомнить Библию. Все детали витража
стилизованы, персонажи различимы лишь по одежде и символическим
предметам. Нет никакого намека на перспективу, элементы декора
примитивны, геометричны и повторяемы. Эти витражи, сохраняя
традицию манускриптов и мозаик, нередко имею широкий бордюр.
Уже в 14 веке прогресс в выдувании и разрезании стекла позволяет
использовать стекло больших размеров, уменьшается количество
свинцовых перемычек. Использование желтого серебра позволяет
рисовать по белому стеклу детали лица и тела в желтых и
оранжевых тонах. Так витраж из искусства мозаики очень
постепенно начинает превращаться в искусство рисунка. Витраж
более становится светлым, но менее ярким.
Готическое искусство, воспринимающее свет как Бога и требующее
все больше света в церквях, увеличивает окна и изменяет форму
витражей – вместо круглых медальонов появляются вертикальные
узкие сюжеты. Начинают прорисовываться детали, делаются попытки
передать перспективу. Изменяется и сюжет – Христос Страдающий
замещает Христа Победителя 13 века, появляются, как и на
картинах, портреты дарителей. С конца 14 века не только
дворянство и духовенство, но и буржуа или корпорации выступают
заказчиками и меценатами витражей. Для 14 и 15 веков характерно
и частое изображение на витражах или около них ангелов.
С первой трети 15 века искусство витража попадает под влияние
живописи старых фламандцев, развившейся благодаря меценатству
Бургундских герцогов, которые управляли тогда землями Южных
Нидерландов. Живопись этой эпохи – искусство буржуазное,
основанное на богатстве, приносимом производством и продажей
шерстяных тканей. От живописца и витражиста требуется умение
передать богатство и оттенки тканей, драгоценных камней, деталей
быта. Портреты дарителей становятся узнаваемыми. Витраж
становится разновидностью живописи, знаменитые художники, такие
как Ван Эйк или Ван дер Вяйден рисуют картоны для витражей.
В последующих статьях мы поговорим об искусстве витража
последующих эпох, когда создавалось большое
количество достопримечательностей Бельгии и ее знаменитых
городов – Брюсселя, Антверпена, Брюгге и Гента.