Экскурсии по Бельгии - главная

 

Максим Шатров
Гид - экскурсовод, историк, переводчик.

тел. +32479575491 Брюссель Бельгия
Skype: Maxime19611 E-mail: turgid@mail.ru
Звонок через Skype: +32479575491
 

Национальный флаг Бельгии

 

  Брюссель - история древней столицы

 О себе

Контакты

Тарифы

 Экскурсии

Транспорт

Кто и почему заказывал картины старых фламандцев

Автор материалов историк-переводчик и гид по городам Бельгии Максим Шатров

Существование Бургундского герцогства было неразрывно связано с искусством. Герцогский двор и его аристократическое окружение удовлетворяют свою тягу к прекрасному и тешут свою гордыню, заказывая предметы из драгоценных металлов – посуду, кубки, короны, ювелирные изделия и гобелены – самые дорогие произведения искусства того времени.

Фламандская живопись

Появляющийся класс богатой буржуазии – герцогские чиновники, торговцы и банкиры, нередко иностранного происхождения, также хотели продемонстрировать свое богатство и выразить свое мировосприятие.

Изделий из драгоценных металлов сохранилось, относительно произведенного количества, сравнительно немного. В определенный момент их рассматривали лишь как кусок золота или серебра и переплавляли. Гобеленов – чуть больше, хотя и их резали и использовали иногда как половики.

Остались картины – на досках и на полотне. Кто же их заказывал и почему? В 15 веке, с 1425 по 1475 годы, картины на досках в 2 раза чаще заказывались художникам буржуазией, чем аристократией. При этом большинство аристократических заказов составляли портреты – нужно было сохранить и подчеркнуть непрерывность своего рода (вспомните, как важны были генеалогические деревья). Например, герцог Филипп Добрый заказал Яну Ван Эйку всего одну картину – портрет своей невесты Изабеллы Португальской. А все остальные заказы герцога, величайшему, как мы теперь считаем, живописцу, касались росписи орнаментов для украшения банкетных залов, украшения триумфальных карет или арок. Вспомните, что и в 17 веке великий для нас живописец Рубенс значительную часть времени проводил за украшением триумфальных арок и подготовкой кортежей.

Аристократия не особенно нуждалась в живописи. А вот около сотни высших чиновников, помогавших герцогу управлять его имуществом, хотели показать если не благородство происхождения, которого у них, сыновей буржуа, не было, то хотя бы богатство! Тем более что, как и у многих современных чиновников, их положение было зыбким и зависело от милости герцога, а завистников хватало – и среди буржуа, на которых они сами смотрели свысока, и среди аристократии, которые их считали выскочками.

Еще одна параллель с современным обществом – функционеры нередко были бывшими или продолжавшими свою деятельность торговцами или банкирами, которые, оказав ту или иную помощь герцогу, получали выгодное место. Другое дело, что их финансовая помощь нередко касалась покупки произведений искусства для герцога, а не суперавтомобиля для его любовницы, но это уж особенность Бургундского двора.

Не имея денег или, чаще, не рискуя в открытую покупать для себя гобелены, изделия из драгоценных камней или манускрипты, как делали аристократы, они заказывали картины, которые давали им иллюзию признания их богатства и престижа.

Аристократы, в отличие от буржуа, не нуждались в картинах, чтобы рассказать историю своей жизни или свои идеи – для этого у них были манускрипты и гобелены.

Персональный сайт гида-экскурсовода Максима Шатрова, ресурс о достопримечательностях Бельгии, Люксембурга и Голландии. Познавательно, доступно, оригинально!