Достопримечательности Бельгии. Фото 1. Достопримечательности Бельгии. Фото 2. Достопримечательности Бельгии. Фото 3. Достопримечательности Бельгии. Фото 4.
ПАМЯТНЫЕ МЕСТА
НОВОСТИ

ИНФО

Музей типографов в Антверпене

31 июля 2018 - Администратор

Антверпен 16 и начала 17 веков это Нью-Йорк современности. Второй по величине город Европы после Парижа, второй порт Европы после Венеции, город коммерсантов, моряков и ученых. Если Вы хотите посетить 1 музей в Антверпене и у Вас всего 1-2 часа – не идите в MAS, это самый большой музей города и требует минимум 4-5 часов для осмотра, не идите в Дом-музей Рубенса, Вы больше поймете про Рубенса в Кафедральном соборе, идите в музей Плантенов-Моретусов. Почему?

Кратко – здесь 15 картин Рубенса, здесь 2 самых старых типографских станка в мире, здесь Вы увидите ту юность европейской науки и тех энциклопедистов, которые читали на 10-15 языках и стояли над политикой, над деньгами и даже над религией.

Первый хозяин и основатель Кристоф Плантен заложил печатный двор, в котором работало 9 поколений его потомков- типографов, в период расцвета в его предприятии функционировало 16 станков, в то время как вторая по величине типография мира, французская, обходилась лишь 4 станками, то есть его по праву можно считать основателем первой в мире промышленной типографии. Он печатал 50 книг в год! Его современники- 5-8 книг в год.

Плантен всегда очень умело приспосабливался к изменению ситуации и умел, как ласковый теленок, сосать, минимум, два вымени. Он был пройдохой, лицемером и лгуном, но не вором и не бездельником и создал один из важнейших центров просвещения, возможно первый в Европе, не зависящий от церкви или даже от спонсора королевского или княжеского рода, а естественно развившийся вокруг коммерческого предприятия.

В молодости Плантен, к старости писавший сонеты о добропорядочности, праведности и трудолюбии, и взявший в качестве девиза слова «Труд и постоянство», вел бродячий образ жизни. Когда его, кожевенника и переплетчика, в пьяной драке ранили, да так, что у него отсохла рука, он стал развивать типографское искусство. В качестве анекдота следует отметить, что первая изданная им книга была посвящена воспитанию благородных девиц.

В этот период Антверпен раздирают религиозные противоречия. Появляется протестантизм. Протестантизм – явление городское, вызванное ростом просвещенности горожан, которые, в отличие от неграмотных крестьян, хотят и могут читать библию и задумываются об ее толковании.

Одним из центров протестантизма становится Антверпен. Вполне естественно, что вскоре Плантену заказывают издать протестантский памфлет. Печатника должны были арестовать и конфисковать имущество, он бежал, совместно с приятелями (протестантами!) сфальсифицировал документы о своем банкротстве. Имущество продали с молотка, а не конфисковали и… вскоре вернули Плантену его «кредиторы». Когда гроза миновала, он совместно с ними возобновил работу в той же типографии. Вам это ничего не напоминает?

Тучи над протестантами сгущаются и он начинает открыто воспевать сторону католиков. Плантен добивается издания роскошной библии на 5 языках под руководством религиозного наставника императора Филиппа II, с существенной субсидией императора. Получает титул архитипографа, то есть цензора за религиозной направленностью ВСЕХ ДРУГИХ типографов империи и наконец… эксклюзивное право печатать и продавать библии, требники и некоторые другие религиозные книги для всей испанской империи, в которую входили Испания, Германия, Австрия, часть Италии, Голландия, Бельгия, не говоря обо ВСЕХ колониях Испании – от Филиппин до Мексики. Значительная часть его продукции покупалась государством и затем оно само распространяло книги. Госзаказ!

Но в этот период Антверпен встает на сторону протестантов, начинаются военные действия. Не отрекаясь от испанского короля, «надсмотрщик за религиозностью» печатает анти испанские книги, его посещают практически все лидеры повстанцев и он становится … официальным типографом правящего органа восстания – Генеральных штатов и, заодно, города Антверпена.

Чувствуя, что испанцы начинают одерживать верх, Плантен от штурма подальше уезжает в Лейден, где получает годовое жалование авансом в лейденском университете. Открывает типографию, но как только Антверпен был взят испанцами - возвращается туда и вывешивает в своей лавке при мастерской список запрещенных книг (увидите в музее), десяток из которых был напечатан в его собственной типографии. А Лейден? Он посылает туда своего зятя, которому … положено новое жалованье. Привилегиями, полученными Плантеном, его потомки пользуются еще 2 века.

Это только начало истории этого рода, ведь был еще его зять Моретус, затем внук, уговоривший Рубенса написать для него немало картин (мы их увидим и в Кафедральном соборе и в самом доме-музее) и даже рисовать заглавные листы для книг и многие другие, но об этом я расскажу уже в музее.

А как же энциклопедисты? И про них, и про то, как их работы привели к появлению доллара, первой денежной единицы делимой на 100 равных частей, и про то, что в раю Адам и Ева говорили на антверпенском диалекте, и про Утопию Томаса Мора, и про первую научную классификацию растений, и что такое кабинеты и про тисненую кожу, которую называют испанской во Фландрии и фламандской в Испании и про отели для насекомых и, конечно, про саму эволюцию книгопечатания – уже в музее!

 

 
Copyright “Максим Шатров” 2018г.
Все права защищены
Карта сайта
Бельгия, Брюссель
тел.+32-479-57-54-91
Представитель в Санкт-Петербурге:
тел.+7(911)797-53-79