Достопримечательности Бельгии. Фото 1. Достопримечательности Бельгии. Фото 2. Достопримечательности Бельгии. Фото 3. Достопримечательности Бельгии. Фото 4.
Adobe Flash Player не установлен! Скачайть Adobe Flash!
ПАМЯТНЫЕ МЕСТА
НОВОСТИ

ИНФО
Пробки на Яндекс.Картах

Музей типографов в Антверпене

31 июля 2018 - Администратор

Антверпен 16 и начала 17 веков это Нью-Йорк современности. Второй по величине город Европы после Парижа, второй порт Европы после Венеции, город коммерсантов, моряков и ученых. Если Вы хотите посетить 1 музей в Антверпене и у Вас всего 1-2 часа – не идите в MAS, это самый большой музей города и требует минимум 4-5 часов для осмотра, не идите в Дом-музей Рубенса, Вы больше поймете про Рубенса в Кафедральном соборе, идите в музей Плантенов-Моретусов. Почему?

Кратко – здесь 15 картин Рубенса, здесь 2 самых старых типографских станка в мире, здесь Вы увидите ту юность европейской науки и тех энциклопедистов, которые читали на 10-15 языках и стояли над политикой, над деньгами и даже над религией.

Первый хозяин и основатель Кристоф Плантен заложил печатный двор, в котором работало 9 поколений его потомков- типографов, в период расцвета в его предприятии функционировало 16 станков, в то время как вторая по величине типография мира, французская, обходилась лишь 4 станками, то есть его по праву можно считать основателем первой в мире промышленной типографии. Он печатал 50 книг в год! Его современники- 5-8 книг в год.

Плантен всегда очень умело приспосабливался к изменению ситуации и умел, как ласковый теленок, сосать, минимум, два вымени. Он был пройдохой, лицемером и лгуном, но не вором и не бездельником и создал один из важнейших центров просвещения, возможно первый в Европе, не зависящий от церкви или даже от спонсора королевского или княжеского рода, а естественно развившийся вокруг коммерческого предприятия.

В молодости Плантен, к старости писавший сонеты о добропорядочности, праведности и трудолюбии, и взявший в качестве девиза слова «Труд и постоянство», вел бродячий образ жизни. Когда его, кожевенника и переплетчика, в пьяной драке ранили, да так, что у него отсохла рука, он стал развивать типографское искусство. В качестве анекдота следует отметить, что первая изданная им книга была посвящена воспитанию благородных девиц.

В этот период Антверпен раздирают религиозные противоречия. Появляется протестантизм. Протестантизм – явление городское, вызванное ростом просвещенности горожан, которые, в отличие от неграмотных крестьян, хотят и могут читать библию и задумываются об ее толковании.

Одним из центров протестантизма становится Антверпен. Вполне естественно, что вскоре Плантену заказывают издать протестантский памфлет. Печатника должны были арестовать и конфисковать имущество, он бежал, совместно с приятелями (протестантами!) сфальсифицировал документы о своем банкротстве. Имущество продали с молотка, а не конфисковали и… вскоре вернули Плантену его «кредиторы». Когда гроза миновала, он совместно с ними возобновил работу в той же типографии. Вам это ничего не напоминает?

Тучи над протестантами сгущаются и он начинает открыто воспевать сторону католиков. Плантен добивается издания роскошной библии на 5 языках под руководством религиозного наставника императора Филиппа II, с существенной субсидией императора. Получает титул архитипографа, то есть цензора за религиозной направленностью ВСЕХ ДРУГИХ типографов империи и наконец… эксклюзивное право печатать и продавать библии, требники и некоторые другие религиозные книги для всей испанской империи, в которую входили Испания, Германия, Австрия, часть Италии, Голландия, Бельгия, не говоря обо ВСЕХ колониях Испании – от Филиппин до Мексики. Значительная часть его продукции покупалась государством и затем оно само распространяло книги. Госзаказ!

Но в этот период Антверпен встает на сторону протестантов, начинаются военные действия. Не отрекаясь от испанского короля, «надсмотрщик за религиозностью» печатает анти испанские книги, его посещают практически все лидеры повстанцев и он становится … официальным типографом правящего органа восстания – Генеральных штатов и, заодно, города Антверпена.

Чувствуя, что испанцы начинают одерживать верх, Плантен от штурма подальше уезжает в Лейден, где получает годовое жалование авансом в лейденском университете. Открывает типографию, но как только Антверпен был взят испанцами - возвращается туда и вывешивает в своей лавке при мастерской список запрещенных книг (увидите в музее), десяток из которых был напечатан в его собственной типографии. А Лейден? Он посылает туда своего зятя, которому … положено новое жалованье. Привилегиями, полученными Плантеном, его потомки пользуются еще 2 века.

Это только начало истории этого рода, ведь был еще его зять Моретус, затем внук, уговоривший Рубенса написать для него немало картин (мы их увидим и в Кафедральном соборе и в самом доме-музее) и даже рисовать заглавные листы для книг и многие другие, но об этом я расскажу уже в музее.

А как же энциклопедисты? И про них, и про то, как их работы привели к появлению доллара, первой денежной единицы делимой на 100 равных частей, и про то, что в раю Адам и Ева говорили на антверпенском диалекте, и про Утопию Томаса Мора, и про первую научную классификацию растений, и что такое кабинеты и про тисненую кожу, которую называют испанской во Фландрии и фламандской в Испании и про отели для насекомых и, конечно, про саму эволюцию книгопечатания – уже в музее!

 

 
Copyright “Максим Шатров” 2018г.
Все права защищены
Карта сайта
Бельгия, Брюссель
тел.+32-479-57-54-91
Представитель в Санкт-Петербурге:
тел.+7(911)797-53-79